Основные периоды развития PR

Ноябрь 2, 2009

1. “Американское начало” (1776-1810).

  • На первом этапе технологии ПР полностью вписывались в процессы политической агитации и пропаганды.
  • Автор “Декларации независимости США” (1776г.) третий президент Томас Джефферсон настаивал на необходимости усилий общественно-политических институтов для создания особого климата доверия и консенсуса в национальном масштабе.
  • В 1807 г. Джефферсон первым употребил термин “общественные отношения” в “Седьмом обращении к Конгрессу”. Отцам-основателям американской независимости пришлось неустанно агитировать население и пропагандировать свои взгляды, работая для изменения общественного сознания.

2. Этап паблисити (1810-1900 г.г.).

  • Наступает период экономического бума 20-30 г.г. Подъем свободного предпринимательства. Рост крупных городов. Формирование гигантских корпораций становилось, по мнению современников, угрозой для американской демократии.
  • Растет недоверие предпринимателей к государству из-за стремления президента Джексона к государственному регулированию и частому декларированию наступательного характера президентской власти.
  • Растущий уровень грамотности стимулировал увеличение тиражей газет и журналов. В 1830 году в Америке было больше газет, чем в любой другой стране мира.
  • 1892 г. – серией статей «История «Стандарт-Ойл Компани» журналистки Иды Тарбелл был вызван общественный резонанс, угрожающий репутации Джона Д. Рокфеллера. Журналист Айви Ли путем публикаций в прессе создал положительный образ Рокфеллера – добропорядочного гражданина, энергичного делового человека, пример для подражания.
  • Появились пресс-агентства. Прослеживается тенденция к манипулированию общественным мнением через газеты.


3. Эпоха “жареных фактов” (1900-1920 г.г.)

  • На этом этапе технологии PR представляют собой, в основном, подавление конфликтов между бизнесом, властью и общественностью.
  • «Декларация принципов» public relations Айви Ли – «…наша цель заключается в том, чтобы искренне и откровенно от имени деловых кругов и общественных организаций давать прессе и общественности США своевременную и точную информацию по вопросам, представляющим для общественности ценность и интерес». Декларация знаменовала перелом деловых кругов в отношении к общественности. PR отделились от рекламы. Обозначился их главный принцип – учёт «интересов общественности».
  • 1914 год – начало функционирования пресс-служб по PR в государственных учреждениях Великобритании.

4. Период становления PR как научной дисциплины (1920-1940 г.г.)

  • 1923 год – первый выпуск PR-специалистов в США.
  • 1923 г. – Эдуард Л. Бернейз выпустил первую книгу, описывающую PR-практику, – «Кристаллизуя общественное мнение».
  • 1928 г. – Э. Бернейз в книге «Пропаганда» формулирует задачу PR-деятельности на государственном уровне: «Сознание и разумное манипулирование организациями привычками и мнением масс является важным элементом демократического государства».
  • 1929 год – первый пресс-секретарь при Белом Доме.
  • 1930-е гг.  – первый период, во время которого в США активно использовался весь спектр методов public relations.  Это период Великой Депрессии и «нового курса» Франклина Д. Рузвельта. Новый курс предусматривал выход из состояния депрессии при помощи введения элементов государственного регулирования свободных рыночных отношений. Это не соответствовало «традиционным ценностям» Америки, поэтому президенту необходимо было заручиться поддержкой населения.
  • 1930 гг. – создана доктрина управленческих отношений, основанная на  «гуманизации труда», «групповом решении» и «просвещении служащих».
  • 1945 – 1965 гг. – «послевоенная эра» – В условиях конверсии военного производства, восстановления экономики и переходом к постиндустриальному, потребительскому обществу, происходит интенсивное развитие индустрии public relations. Начали формироваться научные европейские школы и организации public relations.
  • 1947 г. – Э. Бернейз в программной статье «Создание согласия» называет специалистов в области PR «инженерами согласия».
  • 1948 год – создание Британского института по связям с общественностью (IPR).
  • 1955 г. – вышла в свет новая книга Э. Бернайза «Инжениринг согласия». Он впервые высказал идею посредничества на основе открытости, доверия, диалога. В этой коммуникативной модели большое значение придается исследованиям внешней и внутренней среды.
  • Май 1955 г. – создана Международная ассоциация PR (IPRA). В 1964 г. Ассоциация получила признание Совета ООН и ЮНЕСКО в качестве неправительственной организации в «категории отношений, взаимного информирования».
  • Май 1961 г. – IPRA был принят кодекс профессионального поведения и этики в качестве определенного стандарта поведения PR-специалистов.
  • Май 1965 г. – в Афинах принят кодекс Европейской конфедерации public relations (CEPR). PR-специалист, согласно новому Кодексу, брал на себя обязательства «воздерживаться …от использования «махинаторских» методов и способов, направленных на создание у человека подсознательных устремлений, которые он не может контролировать по собственному желанию, таким образом, не может держать ответа за действия, предпринятые на основе этих устремлений».
  • 1965г. – наше время – период «общей глобальной информации». Мощные экономические, политические, социальные и экологические перемены вызывают серьезные конфликты и постоянно требуют достижения всеобщего согласия. Поэтому PR-технологии широко востребованы в бизнесе, политике, социальной сфере.
  • 1970-е гг. – возникает концепция, подчиняющая PR маркетингу. Ф. Котлер заявлял, что к традиционному «р» маркетингового комплекса (product, price, place, promotion) следует добавить пятое – PR.
  • 1993 г. – вышел конспект лекций, прочитанных в Международном университете заместителем председателя совета директоров международного финансового объединения «МЕНАТЕП» Л. Невзлиным. Это – первая отечественная книга по public relations.
  • Июль 1991 г. – создана Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО).
  • 1993 г.  – при РАСО организовано обучение public relations.
  • июнь 1997 г. – РАСО принята в Генеральную ассоциацию Европейской конфедерации по связям с общественностью – CEPR . В Москве ежегодно проводится конференция «Неделя PR», направленная на обобщение опыта в функционировании рынка PR-услуг в России.

Комметирование закрыто now!